ПРОЕКТЫ В ШКОЛЕ
Карымская школа №5 первой в районе начала обучать по новым стандартам учеников старшей школы. Для того, чтобы справиться с этой задачей, пришлось много работать над нормативными документами, индивидуальными учебными планами. Теперь каждый учащийся может самостоятельно выбирать предметы для изучения. Кроме этого, каждый выпускник должен разработать и защитить индивидуальный проект, что является своеобразным допуском его к Государственной итоговой аттестации. Работа над проектом продолжалась в течение 2 лет. Учащиеся представили проектные продукты: памятки, сборники задач, буклеты, книги, публицистические статьи и др..

8 класс защищает свой проект
В мае прошла защита индивидуальных проектов. Одиннадцатиклассники школы ответственно подошли к работе. Комиссия с интересом ознакомилась с проектами по обществознанию (руководитель Михайленко В. В.). Ребята рассказывали о создании школьной символики: герба и флага (Ермакова А. и Казанцева Т.). Мы узнали о стилях воспитания в семье (Никиташина К.) и роли стереотипов в жизни человека (Гречко А.), о создании информационного общества (Кайдалова А.) и моральных ценностях современного человека (Полторанова Е.). Старшеклассники предлагали также формы пропаганды спорта для населения (Литвинов В.).
Проекты, которыми руководила Смирнова О. Ю., «Концепция долгосрочного развития Забайкальского края на период до 2030 года» (Ощепков И.) и «Социально-психологическая адаптация сельского выпускника как фактор успешной социализации» (Брюхина А.) вызвали оживленные споры аудитории.
Учащиеся, являющиеся наиболее успешными в точных науках, также смогли проявить себя. Кривошеева А. и Плотников М. смогли разработать сборники задач и памятки, изучив подробно различные типы заданий и графиков (руководитель Аксененко Е. Н.). Радует то, что знание точных наук нашло практическое применение. Так, Михайлов В. и Аблаев А. смогли самостоятельно найти конструкторские и рационализаторские решения технических проблем, используя знание физики. Косякова А. представила нам рекомендации о снижении уровня радиоактивного загрязнения окружающей среды (руководитель Забелина М. В.).

Работа над проектом. 3Б и Куликова Г. И.
Любители словесности говорили о проблемах современного русского языка глазами школьника (Пушкарева В.). Немеров В. даже написал собственное литературное произведение философского толка. После защиты книга останется в школьной библиотеке.
Конечно, невозможно обучиться навыкам проектной деятельности за 2 года. Работа над проектами ведется в системе с начальной школы, как на уроках, так и в ходе внеурочной деятельности. В этом учебном году в школе проведена проектная декада. В 3Б классе ученики под руководством Куликовой Г. И. представили групповые проекты о животных. Работая с энциклопедиями, справочниками, художественной литературой, они почерпнули много нового и смогли поделиться этой информацией с товарищами.
Ученики 5—8 классов с интересом решали проектные задачи, также работая в группах. Они под руководством опытных учителей анализировали и иллюстрировали литературные произведения (педагоги Терехова Т. А., Леонтьева Т. М.); составляли бизнес-планы для открытия мини-пекарни в п. Карымское (педагоги Крупская О. В., Аксененко Е. Н.) и магазина (педагоги Гаврилова М. Ю., Баринова Н. И.); разработали макет школьного стенда (педагоги Загидулина О. М., Смирнова О. Ю.). Для того, чтобы грамотно провести эти мероприятия, педагогам пришлось в совершенстве освоить технологию проектной деятельности. Теперь можно с уверенностью сказать, что учителя нашей школы хорошо владеют ею. Мы увидели, что такая деятельность интересна и очень полезна нашим ученикам, и приняли решение сделать подобное мероприятие традиционным и ежегодным.

Защита индивидуального проекта в 11 классе
Горячкина С. Ж.
заместитель директора по УВР МОУ СОШ №5 п. Карымское